КамчатНИРО 92
года

Камчатский филиал «Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии»

Релизы / Специалисты КамчатНИРО провели авиаучетные исследования по корфо-карагинской сельди

Благодаря финансовой поддержке рыбопромышленных предприятий Камчатского края — ПАО «Океанрыбфлот», РК «Колхоз им. В.И. Ленина», РК «Колхоз им. Бекерева» — специалистам КамчатНИРО в мае 2017 года удалось провести исследования на основных нерестилищах корфо-карагинской сельди и оценить состояние запасов этой популяции.

Корфо-карагинская сельдь является одной из сравнительно крупных популяций тихоокеанской сельди и важнейшим объектом промысла в западной части Берингова моря. Свое название получила по наименованию заливов (Карагинский и Корфа), где расположены её основные нерестилища. По окончании нереста сельдь уходит из Карагинского залива для откорма. Протяжённость миграций связана с численностью стада — чем она больше, тем сильнее сельдь распространяется в восточном направлении. В годы с высоким и средним уровнем запаса она может достигать широты 177° в. д. При низкой численности часть рыб остаётся в Олюторском заливе; и её нагульный ареал не распространяется восточнее 174° в. д.

По сложившейся практике, вылов корфо-карагинской сельди сначала определяется для всей популяции, а затем разделяется на 2 части — ОДУ в Карагинской подзоне и вылов в зоне 61.01 к западу от 174° в. д. В свою очередь, ОДУ сельди в зоне 61.01 имеет две составляющие: рекомендованный вылов на акватории к западу и востоку от 174° в. д.

Эксплуатацию ресурсов корфо-карагинской сельди начали со второй половины 1930-х годов. В первые 20 лет существования промысла уловы нарастали весьма медленно. К концу 1950-х — началу 1960-х гг. при использовании траловых орудий лова уловы сельди достигли исторического максимума, соответственно, 100–260 тыс. т (рис. 1). Начиная с 1970 г., после введения запрета промысла, на протяжении долгого периода существовал ограниченный, щадящий режим лова. К 1998 г. запас достиг максимальной величины и составил 1272 тыс. т, а вылов ― 152,2 тыс. т. Далее из-за нерационального промысла и отсутствия в популяции урожайных поколений и запасы корфо-карагинской сельди резко снизились, что привело к введению в 2005 г. очередного запрета на ее промышленный лов. Изъятие сельди было возможно только в качестве прилова при промысле других видов рыб в Западно-Беринговоморской зоне, а также во время проведения научно-исследовательских работ.

 

Рис. 1. Межгодовая динамика вылова корфо-карагинской сельди

В 2011 г. закончился очередной период запрета промысла корфо-карагинской сельди, а уже в следующем — 2012 г. — ее вылов увеличился почти в 9 раз и достиг максимального за последние 15 лет значения — 90,4 тыс. т. Далее в связи с сокращением ресурсов этого вида вылов постепенно уменьшался и в 2016 г. было добыто около 41,4 тыс. т (освоение ОДУ — 81,3%).

Для оценки запасов корфо-карагинской сельди традиционно используются методы прямого учета, а с 2015 г. — методы, основанные на данных промысловой статистики (модели).

Основным методом прямого учета сельди остаются икорная и авиаучетная съемки, выполняемые на нерестилищах в период массового воспроизводства (в первой половине мая). Ранее такие исследования проводились довольно регулярно, по крайней мере, в 2010–2015 гг., хоть и в ограниченном объеме, но их удавалось выполнить ежегодно. В 2016 г. из-за недостаточного финансирования съемка не проводилась.

Оценки нерестового запаса сельди в Карагинской подзоне являются важной входной информацией для настройки модели. В этой связи, чрезвычайно важно получать этот индекс хотя бы 1 раз в 2 года.

Эти работы при финансовом обеспечении ряда крупных предприятий Камчатки — пользователей данного ресурса — удалось выполнить в мае текущего года.

Цель — оценить состояние запасов, условия воспроизводства корфо-карагинской сельди посредством авиаучетной и икорной съемки в мае 2017 г.

Задачи:

― получить материалы, характеризующие условия воспроизводства на нерестилищах (температура воды, растворенный в воде кислород и др.);

― определить сроки и районы нереста корфо-карагинской сельди;

— рассчитать площадь нерестилищ и плотность кладок икры;

― по возможности, изучить основные биологические характеристики сельди в период воспроизводства;

― оценить численность и биомассу нерестового запаса.

Наблюдения за нерестом корфо-карагинской сельди специалистами КамчатНИРО — С.В. Агафоновым и Г.А. Колыбиным — были проведены с 4 по 17 мая с борта вертолета МИ-8 (ГУП ««Камчатское авиационное предприятие»). Обследовали районы основного воспроизводства — зал. Корфа, Уала, Анапка (рис. 2). Во время перелета из п. Оссора в п. Тиличики дополнительно обследовали зал. Кичигинский, а также бух. Тымлат, Оссора. Выполнено 3 облета общей продолжительностью 9 часов.

 

Рис. 2. Маршруты полетов обследования нерестилищ корфо-карагинской сельди в мае 2017 г.

По данным спутникового мониторинга, температурные условия в районах воспроизводства корфо-карагинской сельди в мае 2017 г. отличались от прошлых лет. Прогрев и аномалии поверхностных вод уже в апреле 2017 г. достигали 1–2 ºС. Температура поверхности воды в апреле 2017 г. была идентична той, что наблюдалась в 2015 г. В межгодовом аспекте схожие температурные условия в апреле последний раз наблюдались в 2003 г. В мае температурный показатель поверхностных вод за последние 35-летний период был наивысшим и составил 3,6 ºС.

Ледовые условия, наблюдавшиеся в районе в апреле 2017 г., оказались значительно мягче, чем в предшествующий годы 2015–2016 гг. В этом году лед довольно рано освободил северную часть Карагинского залива, и к началу апреля вся его северная часть, включая прол. Литке, была полностью освобождена ото льда.

Нерест корфо-карагинской сельди в 2017 г., очевидно, начался на 3–5 дней раньше среднемноголетних сроков — ориентировочно в конце апреля, что, по нашему мнению, связано с более ранним освобождением нерестилищ ото льда и прогревом водных масс. «Пик» икрометания в заливах Анапка и Уала, очевидно, пришелся на 5 мая, в бух. Гека, гав. Сибирь (зал. Корфа) — 8 мая.

По предварительным результатам, наибольшие по площади нерестилища сельди в 2017 г. были зарегистрированы в зал. Анапка (52,2%). На втором месте был зал. Корфа (25,6%), третьем — зал. Уала (16,7%). Общая обыкренная площадь с учетом коэффициента, характеризующего плотность произрастающего растительного субстрата, составила 29,3 км2, что более чем в 2 раза меньше, чем в 2015 г.

На нерестилище в зал. Уала плотность обыкрения субстрата варьировала от 1053,7 до 3756,1 тыс. икр./м2, а, в среднем, составляла 2264,9 тыс. икр./м2. В зал. Анапка эти показатели, соответственно, были равны  33,3, 2590,5 и 1061,3 тыс. икр./м2. В текущем году, главным образом, за счет очень высокой на фоне предыдущих лет средней плотности обыкрения в заливах Уала и Анапка, средняя плотность по всем нерестилищам была максимальной за последние 6 лет.

По результатам выполненных биологических анализов сельди, длина рыб изменялась от 28 до 38 см, а доминировали особи размерных групп 32–33 см (52,6%) при среднем значении, равном 32,0 см. Возраст рыб изменялся от 5 до 13 лет, а превалировали 7–8-годовалые особи (64,4%). Самки несколько преобладали над самцами (54,7%), а средневзвешенная к размерному составу масса рыб составила 0,348 кг.

В 2017 г. численность производителей оценена в 1023,3 млн экз., а биомасса — 356,1 тыс. т, что на 27,3 тыс. т меньше, чем в 2015 г. Существует некоторая неопределенность в оценках запаса, связанная с недоучетом нереста, поскольку обследовали, главным образом, только основные районы воспроизводства, и отсутствия данных о плотности обыкрения субстрата в зал. Корфа и бух. Тымлат.

Тем не менее, результаты работ, в целом, подтвердили наши представления о том, что в настоящее время запасы сельди находятся на уровне выше среднего с тенденцией к снижению в ближайшие годы из-за отсутствия после 2011 г. урожайных поколений.

Полученный в 2017 г. индекс состояния запаса будет использован при оценке текущего и перспективного состояния запасов корфо-карагинской сельди с помощью модели, определения ОДУ на 2019 г.

В заключении хотелось бы выразить искреннюю благодарность камчатским предприятиям: ПАО «Океанрыбфлот» (генеральный директор — Е.А. Новоселов), РК «Колхоз им. В.И. Ленина» (генеральный директор — С.Б. Тарусов), РК «Колхоз им. Бекерева» (генеральный директор — А.А. Тулупов), без финансовой помощи и поддержки которых эти важны исследования вообще бы не состоялись.

Зав. отделом морских биоресурсов, к.б.н. А.И. Варкентин.

 

 

 

Федеральное анегтство по рыболовству
Северо-Восточное ТО Федерального агентства по рыболовству