В выпуске № 25 (850) от 29.07.2011 г. «Камчатского времени» в статье И. Думова «Масштабные проекты» на вопрос журналиста: «Безопасны ли строительство и эксплуатация объектов газовой промышленности в нашем регионе для окружающей среды?» – В.А. Маркелов (в то время – генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Томск», ныне – заместитель Председателя Правления ОАО «Газпром») ответил: «При проектировании и сооружении речных переходов на Камчатке был применен уникальный современный метод надводного прохождения рек в вантовом исполнении. Это позволило оставить нетронутым экологическое равновесие водоёмов, в которых идёт нерест рыбы».
Через год с небольшим с момента выхода данного интервью появилась Программа капремонта магистрального газопровода «УКПГ-2 Нижне-Квакчикского ГКМ – АГРС г. Петропавловска-Камчатского» на участках пересечений с реками, предусматривающая реконструкцию в 2013-2015 гг. 10 надземных (6 – в вантовом, 2 – в балочном (мостовом) и 2 – в эстакадном исполнении) переходов через важнейшие в рыбохозяйственном отношении нерестовые реки Западной Камчатки, в т.ч. рр. Колпакова, Большая Воровская, Средняя Воровская, Коль, Пымта, Удова, Правый Кихчик, Киумшичек, Коклянка, Испова. Программа предусматривает полный демонтаж всех надземных участков МГ, общей протяженностью 9,381 км, и их переукладку в подземное положение.
Река Колпакова и только что построенный вантовый переход магистрального газопровода. Соболевский район, 09.07.2010 г. (фото с официального сайта Правительства Камчатского края).
Опыт, накопленный в рамках мониторинга строительства и реконструкции магистрального газопровода, показывает, что строительство подводных переходов методом открытой траншеи по совокупности негативных последствий для водных биоресурсов является неизбежно крупным и наиболее опасным. В связи с этим, рыбохозяйственные органы Камчатского края в качестве одного из важнейших условий соблюдения требований природоохранного законодательства РФ, в части приоритета сохранения естественных экосистем и обеспечения снижения негативного воздействия в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий (ст. 3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), в рамках реализации Программы выставили рыбохозяйственные требования по применению прогрессивных бестраншейных технологий, включающие наряду с надземными методами строительства воздушных (надводных) переходов, метод подземного микротоннелирования.
Строительство подземных переходов через нерестовые реки с применением метода микротоннелирования позволит свести к минимуму воздействие на окружающую среду в период реконструкции магистрального газопровода, заметно повысить надежность водных переходов и увеличить сроки безремонтного периода их эксплуатации. Для строительства подобных безопасных для окружающей среды переходов применяется уникальное оборудование – тоннелепроходческий щитовой комплекс «AVN 1200» – производства «HERRENKNECHT» (Herrenknecht AG, D-77963 Schwanau, Germany, www.herrenknecht.com). Технология микротоннелирования предусматривает обустройство на берегах рек стартового и приемного котлованов. Через стартовый котлован происходит подача и проталкивание сегментного трубопровода из железобетонных труб ТС 80.300-ЗП с предварительным прорезанием канала тоннелепроходческим щитовым комплексом «AVN 1200» и извлечением вырезанного грунта на поверхность. По сути, это своеобразное строительство «газового метро», с выходом тоннеля в приемный котлован.
Тоннелепроходческий щитовой комплекс AVN.
Схема строительства подводных тоннелей с использованием тоннелепроходческого щитового комплекса AVN.
Схема рабочего органа тоннелепроходческого щитового комплекса AVN.
Технология микротоннелирования позволяет заглубить трубопровод под дном реки на требуемые проектные отметки, исключающие воздействие на ихтиофауну и бентофауну реки. Подводный тоннель прокладывается, как правило, на глубине 7-20 м ниже отметок дна реки (профиля предельного глубинного размыва русла) и поэтому даже в период интенсивного строительства никак не сказывается на нересте и миграциях лососевых рыб, нагуле их молоди, не приводит к массовой гибели и угнетению развития икры и личинок лососей в гнездах нерестилищ, а также кормовых организмов макрозообентоса.
Экологически чувствительные рынки Европы и потребители «голубого топлива» в таких странах как Германия, Великобритания и др. требуют от Газпрома соответствия высоким международным стандартам качества в области охраны окружающей среды, что невозможно без применения современных передовых технологий и НДТ. В результате при строительстве Северо-Европейского газопровода «Грязовец — Выборг», предназначенного для обеспечения поставок газа в газопровод «Северный поток» («Норд Стрим») и потребителям Северо-Западного региона России, впервые в России был применен метод микротоннелирования. На данном газопроводе были построены 3 туннельных перехода крупного диаметра через рыбохозяйственные водные объекты Ленинградской и Вологодской областей – р. Нева, р. Шексна и Сайменском канале (М. Левченков. Передовые технологии – надежные поставки газа в Европу // Деловая Россия: промышленность, транспорт, социальная жизнь. № 12, 2012 г. С. 128-129).
Эпизоды строительства 900-метрового туннеля под руслом р. Шексна на участке Шекснинского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Ухта», построенного в 2012 г. силами генподрядчика ООО «Стройгазмонтаж» (г. Москва) и субподрядчиками ООО «ПРиСС» и ООО «Трубопроводстрой» (г. С.-Петербург) по Проекту, разработанному институтом ГУП «Ленгипроинжпроект» (г. Санкт-Петербург), представлены на фотографиях ниже.
Подготовка рабочего органа тоннелепроходческого щитового комплекса «AVN 2000» перед погружением в стартовый котлован в ходе строительства газового тоннеля под р. Шексной (II нитка Северо-Европейского магистрального газопровода «Грязовец – Выборг», Вологодская обл., июль 2012 г.).
Рабочий орган тоннелепроходческого щитового комплекса «AVN 2000» и домкратная станция в стартовом котловане перед началом строительства газового тоннеля под р. Шексной (II нитка Северо-Европейского магистрального газопровода «Грязовец – Выборг», Вологодская обл., июль 2012 г.).
Применение бестраншейных технологий строительства трубопроводов и других инженерных коммуникаций на территории России и за ее пределами ведется на протяжении уже более чем 2-х десятилетий. Так например, только одно российско-германское предприятие ЗАО «Строймашсервис» за 14 лет построило более 3700 подземных бестраншейных переходов, общей протяженностью более 380 км, в 45 регионах России и за рубежом под водными преградами, авто- и ж/д магистралями, под существующими коммуникациями и в других труднопроходимых участках строительства трубопроводов.
Помимо рек Шексны, Невы, Дона, Селенги, Иртыша, Лены, Енисея, Усени, Оми, и даже Амударьи и других среднеазиатских рек республик СНГ, бестраншейные технологии применены при строительстве подводных переходов при пересечении и сахалинских лососевых рек.
Может и на Камчатке пора применять бестраншейную прокладку дюкеров магистральных газопроводов?
Уникальные по биопродуктивности, не имеющие аналогов в мире по биоразнообразию лососевых рыб, нерестовые реки Камчатского края требуют в не меньшей степени, чем Европейские, Среднеазиатские, Сибирские, Сахалинские и другие реки, бережного к себе отношения и наивысшей степени экологической защиты.
Персоналу Камчатского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» и газостроителям в лице ООО «Стройгазмонтаж» (г. Москва) и ДОАО «Спецгазавтотранс» (г. Ижевск) это ещё только предстоит продемонстрировать, — тем самым подтвердить экологический имидж ОАО «Газпром» на Камчатке. А региональной власти, налогоплательщикам, бизнесс-сообществу и гражданскому обществу предстоит в Камчатском крае проделать немалую работу по понуждению предприятий топливно-энергетического комплекса к экологической ответственности. Других путей сохранения уникальных экосистем и природных богатств на Камчатке не существует.
А.В. Улатов, Н.В. Лихоманов.