КамчатНИРО 92
года

Камчатский филиал «Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии»

Релизы / Что важнее для Камчатки: золото или лосось?

Позиция КамчатНИРО о необходимости выполнения рыбохозяйственных требований при развитии горнодобывающей отрасли на Камчатке остается неизменной

23 октября директор ФГУП «КамчатНИРО» Олег Михайлович  Лапшин  принял участие в совещании, посвященном перспективам строительства Озерновского горно-металлургического комплекса (ОГМК) на базе одноименного золоторудного месторождения  в бассейне реки Озерная (Восточная) в Карагинском районе. В совещании, которое проводил первый заместитель Председателя Правительства Камчатского края, Министр рыбного хозяйства Камчатского края Владимир Михайлович Галицын, также приняли участие Министр природных ресурсов и экологии Камчатского края Прийдун Василий Иванович и представитель ОАО «Сибирский горно-металлургический альянс» («СиГМА») Полторак Владимир Васильевич.

Темой для профессионального разговора стали рекомендации, разработанные сотрудниками ФГУП «КамчатНИРО», по выявлению и оценке факторов воздействия, расчета возможного непредотвращаемого ущерба водным биоресурсам, разработке рекомендаций по смягчению воздействия на водные биоценозы и выполнению компенсационных мероприятий при строительстве и эксплуатации опытно-промышленного производства по добыче и переработке золотосодержащих руд участков «БАМ» и «Хомут» Озерновского месторождения Камчатского края. В соответствии с Приказом от 16 мая 2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» при подготовке материалов для представления их на государственную экологическую экспертизу КамчатНИРО (исполнитель исследований по оценке воздействия на окружающую среду) должен:

1) выявить возможные воздействия.

2) оценить воздействия на окружающую среду намечаемой.

3) оценить вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий.

4) определить мероприятия, уменьшающие, смягчающие или предотвращающие негативные воздействия.

Материалы по оценке воздействия, согласно тому же Приказу, должны содержать как минимум:

- описание альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности (различные расположения объекта, технологии и иные альтернативы включая предлагаемый и «нулевой вариант» (отказ от деятельности), обоснование выбора варианта из всех рассмотренных альтернативных вариантов;

- меры по предотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия…

При проведении оценки воздействия, согласно тому же Приказу, заказчик и исполнитель обязаны рассмотреть альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Заказчик (исполнитель) выявляет, анализирует и учитывает экологические и иные связанные с ними последствия всех рассмотренных альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также «нулевого варианта» (отказ от деятельности).

По словам директора КамчатНИРО, основное замечание к данному проекту – размещение (месторасположение) золото-извлекательной фабрики и хвостохранилища (накопителя отходов переработанной руды) Озерновского месторождения.

- Место для хвостохранилища выбрано неправильно ни по инженерно-геологическим данным, ни по гидрогеологическим, ни сейсмическим, ни по биологическим. Т.е. без учета реальных природных условий, которые по закону необходимо учитывать для рационального и безопасного использования территорий и расположенных на них земельных участков.

В представленных заказчиком материалах, мы также не увидели требуемые законом комплексные эффективные мероприятия по максимальному уменьшению инженерно-геологических и экологических рисков, в т.ч. мер по предотвращению попадания отходов с дренажными и паводковыми водами в окружающую среду, исключению вредных природных и техногенных воздействий, а также неудовлетворительных условий размещения строительства, эксплуатации и консервации объектов. В целом, мы считаем, что размещение ЗИФ и хвостохранилища в указанном месте приведет к неблагоприятному воздействию на лососевые реки и нерестилища, – пояснил Олег Михайлович.

По мнению представителя ОАО «СиГМА» институт «КамчатНИРО» неправомерно принял к учету проектные решения, которые не были представлены в документации, процесс проектирования и геологоразведки еще не закончен и таким образом выводы были сделаны на прогнозируемых объемах руды, которые еще не утверждены.

Министр природных ресурсов и экологии Камчатского края Василий Прийдун поблагодарил директора КамчатНИРО за неравнодушное отношение к природе Камчатки:

- Отрадно видеть людей, которые так радеют за наш лосось, но в данном случае, мне кажется Вы перестраховываетесь. Мы тоже щепетильно и трепетно относимся к ресурсам Камчатки, но для будущего Камчатки одинаково важны и золото, и лосось. Поэтому нужно найти середину.

По словам директора КамчатНИРО, перестраховка заключается в печальном опыте ряда работающих на Камчатке горно-обогатительных комбинатов:

- Только за последние два года сотрудниками института был проведен мониторинг некоторых ГОКов и сделаны неутешительные выводы. В частности, отходы классифицируют по 4 классу, а по всем требованиям и признакам воздействия на окружающую среду они соответствуют более опасному – 2-му классу. То, что реальный ущерб гораздо больше заявленного, подтверждают и результаты работы комиссии, в состав которой вошли представители СВТУ, ФСБ, сотрудники института. Были взяты пробы воды из водотоков, принимающих сточные воды Агинского ГОК, в контрольных точках, и обработаны в нескольких лабораториях (в Москве и Петропавловске-Камчатском). Разница между результатами анализа достигает 1-2-х порядков по таким металлам как: медь – 10-71 раз, молибден – 10-33 раза, сурьма – до 23-х раз, селен – 6-74 раза, цинк – 50-99 раз.

Таким образом, было установлено, что лаборатория природоохранных органов в десятки раз занижает степень загрязнения рек, на которые распространяется загрязнение отходами Агинского ГОК. Но результаты гидрохимического анализа, выполненные в Петропавловске-Камчатском, являются основой для оценки государством выполнения владельцем ГОК требований проекта и природоохранного законодательства по недопущению загрязнения окружающей среды.

Все это подтверждает, что сегодня горнорудная и рыбная – это взаимоисключающие  отрасли. В сложившихся на Камчатке условиях и подходах к размещению горнодобывающих предприятий не получится и добывать золото и сохранять лососей одновременно. Агинский ГОК – яркий пример.

По итогам встречи стороны не нашли взаимопонимания.

На следующий день по инициативе руководителя Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства Евгения Павловича Широкова был организован полет межведомственной комиссии непосредственно на предполагаемое место строительства Озерновского горно-металлургического комплекса. В работе комиссии приняли участие представители СВТУ Росрыболовства, УФСБ России по Камчатскому краю, Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю, ФГУП «КамчатНИРО».

По результатам обследования лицензионной площади ОАО «СиГМА» комиссией обнаружено проведение хозяйственной деятельности, не согласованной с федеральным органом по рыболовству. Так, например, в 300 м к югу от вахтового поселка ОАО «СиГМА» и в 490 м от основного русла реки Левая Озерная, в водоохранной зоне рыбохозяйственного водотока – ручья Хомут – установлено размещение площадки грунта общей площадью 9880 м2 (120-140 м в поперечнике), не предусмотренной ни одним проектом, вызвавшее сужение и засорение водного объекта. Отмечены следы захода тяжелой строительной техники в русло ручья Хомут. В ходе авиаоблета в 1,5-2-х км к востоку-северо-востоку от вахтового поселка ОАО «СиГМА» комиссией обнаружены 4 площадки производственной деятельности, общей площадью около 20-ти га, на которых произведены следующие виды работ: расчистка от леса, снятие почвенно-растительного слоя, планировка земной поверхности, возведение 2-х переходов межплощадочных проездов через водоток Без названия, расположенный между ручьями Хомут и Эталонный.

Указанные площадки относятся к проекту опытно-промышленного производства по добыче и переработке золотосодержащих руд участков «БАМ» и «Хомут» Озерновского месторождения, не получившего в установленном порядке согласования с федеральным органом по рыболовству.

На момент обследования в основном русле и второстепенных пойменных протоках реки Левая Озерная выше и ниже устья ручья Хомут зафиксирован массовый нерест кижуча и гольцов (плотность нереста составила 2,5-3 тыс. экземпляров на 1 погонный километр русла).

 

  Долина р. Левой Озерной и площадка горного отвода ОГМК (участок «БАМ»), находящейся на вершине (склоне) сопки на расстоянии 1200 м от важнейших нерестилищ тихоокеанских лососей в бассейне р. Озерной. Сточные воды с площадки горных выработок уже поступают в руч. Хомут и далее в нерестовую реку - р. Левую Озерную

 

 Площадка грунта (ПГС и ПРС) в водоохранной зоне ручья Хомут (490 м от основного русла р. Левая Озерная, лицензионная площадь Озерновского месторождения), размещена без получения соответствующих разрешений

 

 Работы по перемещению грунта (ПГС и ПРС) – планировке территории – в водоохранной зоне ручья Хомут (490 м от основного русла р. Левая Озерная), выполненные без получения соответствующих разрешений, привели к сужению и засорению рыбохозяйственного водотока – ручья Хомут

  Площадки производственной деятельности, подготовленные под строительство объектов ОГМК (произведены расчистка от леса, снят почвенно-растительный слой, выполнена планировка земной поверхности, возведены 2-х перехода межплощадочных проездов через водоток Без названия, расположенного между ручьями Хомут и Эталонный)

Засоренное и загрязненное русло руч. Хомут в створе площадки перемещенного грунта (ПРС и ПГС) в 300 м от вахтового поселка и 490 м от основного русла р. Левая Озерная

Федеральное анегтство по рыболовству
Северо-Восточное ТО Федерального агентства по рыболовству