Notice: Undefined offset: 1 in /var/www/classes/modules/stat/classes/libs/detect.php on line 394 КамчатНИРО - Обзор промысла камчатского краба по итогам 2016 года

КамчатНИРО 92
года

Камчатский филиал «Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии»

Релизы / Обзор промысла камчатского краба по итогам 2016 года

У Западной Камчатки завершается крабовая путина, стартовавшая 1 сентября. В этом сезоне промысел камчатского краба характеризуется максимальным количеством участвующих в добыче судов, наибольшими величинами уловов на судосутки и высокой степенью освоения рекомендуемого общего допустимого улова

С увеличением объемов общего допустимого улова камчатского краба в двух промысловых районах растет и количество единиц флота. Так, в  2014 году 28 судов осваивали квоты в объеме 5,102 тыс. т. В 2015 году ОДУ составлял 7,381 тыс. т, при этом на промысле работало 36 судов. В текущем году в путине приняло участие 40 судов-краболовов, которые, как и в предыдущие годы, практически полностью освоят весь допустимый улов – 9,115 тыс. т камчатского краба. Очевидно, что дальнейший рост количества единиц добывающего флота продолжится и в 2017 году, когда с 1 сентября по 31 декабря в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах им предстоит добыть уже 11,850 тыс. т краба.

Отличительной чертой современного промысла камчатского краба является участие в путине сравнительно большого количества судов, осуществляющих добычу краба с целью его дальнейшей транспортировки в порты назначения в живом виде. Количество таких судов увеличилось с 14 единиц в 2014 году  до 25 единиц – в 2016 году, а объемы их вылова составляют в среднем 43% всего камчатского краба, добытого у Западной Камчатки. Показатели среднесуточного улова судов, перевозящих добытого краба в живом виде, в целом несколько выше, чем у судов, производящих мороженную продукцию: в 2016 году улов краба за судосутки промысла для судов, перевозящих краба в живом виде составляет 10,2 т, для судов, производящих продукцию – 9,3 т. Схема работы судов, осуществляющих транспортировку краба в живом виде, значительно отличается от ведения промысла судами, перерабатывающими краба на борту: обычно они работают в районе промысла несколько судосуток, после чего, заполнив емкости живым крабом, осуществляют переход в порты Сахалина и Приморья для декларирования улова, откуда следуют в порты Японии, Республики Корея и Китая для его выгрузки. Окончив выгрузку, суда возвращаются в район промысла. Таким образом, основные затраты времени приходятся на переходы в порт сдачи улова и возвращение в район промысла.

Начиная с 2013 года, когда промысел камчатского краба был возобновлен после нескольких лет запрета, КамчатНИРО регулярно ведет исследования в режиме мониторинга промысла краба у Западной Камчатки на судах компаний, входящих в Ассоциацию добытчиков краба Дальнего Востока. Полученные в ходе мониторинга в течение четырех лет данные свидетельствуют о росте величины уловов промысловых самцов на ловушку, а также общей тенденции увеличения среднего размера промысловых самцов.

Высокие промысловые показатели крабовой путины подтверждают результаты научно-исследовательских работ, проведенных совместными усилиями ТИНРО-Центра и КамчатНИРО летом этого года.

По словам заведующего лабораторией промысловых беспозвоночных КамчатНИРО, кандидата биологическим наук  Павла Юрьевича Иванова, принимавшего непосредственное участие в проведении учетной донной траловой съемки, оцененный промысловый запас камчатского краба на всей исследованной площади шельфа Западной Камчатки практически не изменился, по сравнению с данными прошлого года. А на участках Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзон, разрешенных для добычи, численность самцов промыслового размера оказалась даже несколько выше оценок, полученных по результатам проведения научно-исследовательских работ в 2015 году.

Вместе с тем, специалисты института разделяют озабоченность коллег из ТИНРО-Центра (http://fishnews.ru/interviews/548), высказанную в отношении продолжающегося третий год подряд снижения численности самок и непромысловых самцов. Обращает на себя особое внимание значительное уменьшение численности этих функциональных групп в наиболее северных районах шельфа - Хайрюзовском и Северном Запретном - являющихся основными зонами воспроизводства западно-камчатской группировки камчатского краба. Указанная тенденция снижения количества самцов-пререкрутов, то есть  ближайшего пополнения промыслового запаса краба может оказать влияние на его величину уже в ближайшие годы. О снижении в течение последних лет уровня пополнения свидетельствует и увеличение размеров промысловых самцов краба как по результатам учетных съемок, так и по данным анализа уловов промысловых судов. В этих условиях крайне важным представляется обязательное проведение учетных работ в 2017 году. Их результаты дадут возможность получить объективную картину состояния западно-камчатской популяции камчатского краба.

Федеральное анегтство по рыболовству
Северо-Восточное ТО Федерального агентства по рыболовству