Учитывая возникшую ситуацию с интенсивным загрязнением крупной реки рыбохозяйственного значения в результате добычи золота Агинским ГОК, специалисты КамчатНИРО предложили провести широкое обсуждение в Правительстве Камчатского края с заинтересованными ведомствами и общественностью вопроса о пересмотре «Стратегии развития и использования минерально-сырьевой базы Камчатского края на период 2009–2025» с позиций долговременных социально-экономических интересов Камчатского края. Золоторудные месторождения на Камчатке расположены, как правило, в приводораздельной зоне Срединного хребта, поэтому горно-обогатительные комбинаты находятся и будут располагаться в верховьях лососевых рек, в зонах повышенных промышленных и экологических рисков.
В расширенном совещании на тему «Экологические аспекты разработки рудных месторождений», которое прошло 5 декабря 2012 года в Правительстве Камчатского края под председательством заместителя Председателя Правительства Камчатского края Владимира Гaлицына, приняли участие представители краевого министерства природных ресурсов и экологии, горнопромышленных предприятий, общественных организаций, Росприроднадзора, научно-исследовательских институтов.
Поводом для совещания послужила публикация серии статей, подвергающих сомнению безопасность разработки рудных месторождений для жизнедеятельности Камчатского края. В частности, статья Н.С. Жмур «Камчатка на распутье: или добыча золота и стремительная деградация экосистем или дальнейшее развитие рыбной отрасли».
На совещании директор ФГУП «КамчатНИРО» Олег Лапшин сделал доклад на тему: «Последствия 7-летнего воздействия Агинского ГОК на экосистемы лососевых рек Камчатки». В докладе отмечено, что в результате строительства и эксплуатации Агинского ГОК на р. Ага (басс. р. Ича) в период с 2006 по 2011 годы нанесенный ущерб водным биологическим ресурсам Российской Федерации в денежном выражении составляет сорок пять миллионов двести двадцать восемь тысяч восемьсот два рубля.
Расчет ущерба производился в соответствии с требованиями методики исчисления размера вреда, причиненного водным биоресурсам (утв. приказом Росрыболовства 25.11.2011 г. № 1166), которая используется в настоящее время для исчисления размера вреда в результате нарушения водного законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Расчет ущерба производился на основании результатов уменьшения рыбопродуктивности водного объекта в связи с утратой и повреждением кормовых, нагульных и нерестовых стаций рыб в зоне техногенного воздействия. Следует заметить, что методика не позволяет оценить полный ущерб, так как не учитывает воздействие на особо ценные виды рыб (нерка, кижуч).
Интенсивное техногенное воздействие Агинского ГОК вызвало существенное изменение гидрохимического качества вод водоема (перешедшего из категории чистый в категории грязный, очень грязный и чрезвычайно грязный) и деградацию его экосистемы.
Итоги деятельности Агинского ГОК, по словам Олега Михайловича, убедительно показывают, что в условиях разворачивающейся крупномасштабной добычи золота неизбежно произойдет деструкция сырьевой базы рыбохозяйственной отрасли и предприятий Камчатки по причине уничтожения нерестовых рек. Таким образом, рыбохозяйственный комплекс потеряет районо- и градообразующее значение.
В условиях уникальных и высокочувствительных экосистем Камчатского края работа горно-обогатительных комбинатов за обозримый временной период приведет к значительной деградации пресноводных речных экосистем, а значит и снижению вылова лососей. Было отмечено, что в настоящее время в мире отсутствуют способы экологически безопасной добычи золота, тем более для зон нереста лососей.
Выводы, сделанные в докладе:
- В соответствии с требованиями статьи 246 УК РФ, а также учитывая Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», вопрос об ущербе, нанесенном водным биоресурсам и тяжкие экологические последствия деятельности Агинского ГОК, должен быть рассмотрен в судебном порядке.
- Полученные за последние полтора года данные о гидрохимическом качестве вод реки Аги, принимающей сточные воды из накопителя отходов, позволяют утверждать, что нанесенный ущерб не дает основания считать, что отходы комбината следовало относить к малоопасным (четвертому классу опасности). Кроме того, значительная доля металлов, присутствующих в рудных отходах обогатительной фабрики, относятся к опасным, к I, II и III классам опасности. Поэтому необходимо назначить судебную экологическую экспертизу и поручить производство экспертизы по определению класса опасности отходов Агинского ГОК в местах их образования как минимум двум независимым организациям.
- Информация о загрязнении сточных вод и реки Аги экологической службой Агинского ГОК намеренно искажается, утверждается, что уровень воздействия на компоненты окружающей среды соответствует нормативному.
В докладе начальника отдела охраны окружающей среды Агинского ГОК М.А. Карпухина утверждалось обратное: деятельность комбината не влияет на рыбопродуктивность прилегающих рек. В его докладе так и не прозвучали объяснения некоторых фактов, например, факта размещения на территории месторождения больших объемов вскрышных пород. Для них должны создаваться породные хранилища, но на предприятии таких хранилищ нет. Стоит учесть, что отрицательное влияние на экологическую ситуацию в зоне влияния Агинского ГОК не ограничивается лишь непосредственным воздействием тяжелых металлов, присутствующих в сточных водах от хранилищ отходов руды. Дополнительно в водотоки поступает большое количество механической мелкодисперсной взвеси из вскрышных отвалов. Известно, что обустройство хранилищ для вскрышных пород, складирование и рациональная эксплуатация этих технических сооружений в течение всего срока осуществления проекта добычи полезных ископаемых имеет важное значение для обеспечения безопасности, охраны здоровья населения и окружающей среды. Размывание этих отвалов вызывает эрозию почв и повышение содержания взвешенных веществ в прилегающих к комбинату водоемах, а также их заиливание.
Повышенная мутность в реке Ага. Содержание взвешенных веществ достигает более 1500 мг/дм3
Но представитель компании избежал неудобных тем, для большинства участников совещания его доклад показался более убедительным. И, видимо поэтому, по итогам доклада вопросы возникли не к Агинскому ГОК, а к специалистам КамчатНИРО, чей доклад вызвал неоднозначную реакцию.
Например, когда в докладе прозвучали слова о том, что река Ага, принимающая сточные воды комбината, относится к высшей категории рыбохозяйственного значения, а АГОК находится в непосредственной близости от Быстринского природного парка, включенного ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, один из участников совещания, представитель камчатского филиала «Интерминералс менеджмент» (Камголд), задал вопрос: «интересно, по какому постановлению река Ага отнесена к высшей категории рыбохозяйственного значения»?
Также у присутствующих на совещании возникли сомнения в правильности отбора проб специалистами КамчатНИРО. В то же время о правильности соблюдения этой процедуры при проведении производственного мониторинга сотрудниками комбината сомнений не было высказано. У КамчатНИРО опыт проведения экологического мониторинга в рыбохозяйственных целях насчитывает несколько десятилетий. В институте работает аккредитованная Росстандартом лаборатория на проведение аналитических работ в соответствии с утвержденной областью аккредитации. Необходимо пояснить, что сотрудники института являются авторами ряда методик гидрохимического контроля и определения токсичности воды и водных вытяжек из почв, осадков сточных вод, отходов, включающих методы отбора проб, внесенных в Федеральный реестр и допущенных для целей государственного экологического контроля. Лаборатории природоохранных органов (представители которых выражали сомнения) работают именно по этим методикам!
Доктор геолого-минералогических наук В.М. Округин убеждал присутствующих в безопасности Агинского ГОК. В своем докладе он отметил, что Камчатка – край активно действующих вулканов, окружающая среда в регионе и так сильно загрязнена вулканической деятельностью, поэтому горнодобывающая деятельность не может ухудшить экологическое состояние региона. Однако, общеизвестен факт, что в зонах с высоким фоном природного загрязнения техногенная деятельность наиболее опасна, поэтому она, как правило, ограничивается.
Также необоснованными, по нашему мнению, были материалы, представленные в докладе В.М. Округина, о том, что в руде Агинского ГОКа нет серы и сернистых соединений. Вопрос об опасности отходов руды в связи с присутствием этих соединений рассматривался в серии статей Н.С. Жмур, в которых говорилось, что сера и ее соединения способствуют образованию кислот вследствие реакций окисления в присутствии кислорода и воды. В кислой среде происходит растворение металлосодержащих пород и высвобождение металлов (процесс, известный в мировой горнорудной практике под названием «выщелачивания металлов»), которые затем могут свободно перемещаться в поверхностных и подземных водах. В.М. Округин такую опасность категорически отрицал в связи с отсутствием в рудах Агинского месторождения серы и сульфидов.
Действительно, данное месторождение правомерно относить к малосульфидным. Но, следует заметить, что для низкотемпературных гидротермальных образований, развитых в пределах вулканогенных поясов и связанных с вулканическими и поствулканическими процессами, наличие сульфидной минерализации можно признать правилом без исключений. Естественно, не является исключением Абдрахимовское рудное поле, в пределах которого локализовано Агинское месторождение. В минеральных ассоциациях Агинского месторождения, кроме сульфидов: пирита (до 15%), сфалерита, галенита, в заметных количествах отмечены халькопирит, молибденит, борнит (Петренко И.Д. Золото-серебряная формация Камчатки. Издательство Санкт-Петербургской картографической фабрики ВСЕГЕИ, 1999).
Естественно, и в рудных телах месторождения, и во вмещающих эти рудные тела породах, сульфидов многократно больше, чем в вулканитах, не затронутых гидротермальным метаморфизмом. Но, тем не менее, даже в этих условиях наблюдается достаточно активный кислотный дренаж, что подтверждается исследованием пробы дренажных вод (протокол № 179/2 от 24.05.2010), в котором указано, что в дренажных водах хранилища отходов Агинского комбината pH составляет 5,7 (Материалы проекта «Реконструкция секции складирования кека, строительство пруда–отстойника поверхностных сточных вод и подземной дороги Агинского ГОК», 2012).
И.о. руководителя службы по надзору в сфере природопользования В.Г. Ржеусская выразила в своем докладе сожаления о том, что фоновое загрязнение на Камчатке высокое, поэтому необходимо увеличить величины нормативов выбросов и сбросов в окружающую среду.
Печально, что понимания и озабоченности серьезностью экологической ситуации на реке Ага не было у большинства участников совещания. Перспективы рыбной отрасли присутствующие не обсуждали, рыбопромышленники в этом совещании участия не принимали. Таким образом, ближайшие перспективы лососевых рек Камчатки неутешительны.