Протокол слушаний доступен по ссылке
18 апреля в администрации Елизовского муниципального района состоялись общественные слушания по документации «Материалы общего допустимого улова в районе добычи (вылова) водных биоресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях на 2018 год (с оценкой воздействия на окружающую среду). Часть 2. Рыбы Дальневосточных морей. Часть 3. Беспозвоночные животные и водоросли. Часть 4. Морские млекопитающие», а также по документации «Материалы, обосновывающие внесение изменений в ранее утвержденный общий допустимый улов в районе добычи (вылова) водных биоресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях на 2017 год (с оценкой воздействия на окружающую среду). Часть 1».
В этом году в обсуждении приняли участие около 50 человек. Необходимо отметить, что все материалы ОДУ к моменту представления их на общественных слушаниях прошли многоуровневую процедуру согласования (специализированные Советы при НТО ТИНРО в начале декабря 2016 г., Ученый Совет ФГБНУ «КамчатНИРО» 30 января 2017 г., Дальневосточный прогностический Совет, межинститутские группы по приоритетным объектам рыболовства 9–10 марта 2017 г., Ученый совет ФГБНУ «ВНИРО» 13 марта 2017 г.). 20 марта 2017 г. материалы ОДУ были утверждены Отраслевым советом по промысловому прогнозированию при Росрыболовстве. 10 апреля 2017 г. на специальном совещании в режиме видеоконференции, которое провел руководитель Росрыболовства И.В. Шестаков, об объемах ОДУ на 2017 г. и планируемых корректировках ОДУ на 2017 г. была проинформирована рыбацкая общественность.
Как рассказал заведующий отделом морских биоресурсов ФГБНУ «КамчатНИРО», кандидат биологических наук Александр Варкентин, цель проведения общественных слушаний — ознакомление общественности с намечаемой хозяйственной деятельностью.
Оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности (ОВОС), в данном случае промысла, на окружающую среду — «процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий» (п. 1.1 Приказа Госкомитета РФ по окружающей среде № 372 от 16.05.2000).
Возможное негативное воздействие любого вида промысла на окружающую среду может быть прямым и косвенным. К прямому воздействию можно отнести:
— непосредственное влияние вылова того или иного вида водных биологических ресурсов (ВБР) на состояние его запасов;
— влияние самих орудий лова на сообщества гидробионтов, что особенно актуально для придонных и донных видов промысла (донные тралы, снюрреводы, донные яруса и др.);
— возможное негативное влияние промысла на, так называемые, Уязвимые Морские Экосистемы (УМЭ);
— влияние промысла, связанное со случайным приловом редких видов гидробионтов, видов, занесенных в Красную книгу, морских млекопитающих, птиц и др.;
— возможное загрязнение окружающей среды нефтепродуктами (разливы топлива), льяльными водами, отходами производства;
— засорение морской акватории вышедшими из строя орудиями лова или их частями, в т.ч. потерянными орудиями лова и т.д.
Промысел, как дополнительный фактор смертности, уменьшает запасы популяций, что отражается на объемах выедания различных гидробионтов, а это, в свою очередь, может приводить к перестройкам в сообществах биоценозов. Это можно считать одним из косвенных факторов воздействия промысла на окружающую среду.
Из всех перечисленных выше факторов, специалисты ФГБНУ «КамчатНИРО» могут выполнить ОВОС только непосредственного изъятия из естественной среды обитания ВБР. Все остальные факторы требуют проведения специальных исследований, что не входит в задачи института.
Согласно Приказу Росрыболовства № 104 от 06.02.2015 г. специалисты ФГБНУ «КамчатНИРО» участвуют в подготовке материалов ОДУ и РВ морских промысловых рыб, беспозвоночных, водорослей и морских млекопитающих в 5 рыбопромысловых районах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. С учетом распределения запасов по рыбопромысловым районам общее количество единиц запаса, по которым определяется ОДУ, составляет 55.
Общий допустимый улов (ОДУ) — биологически обоснованная величина изъятия и основная мера регулирования промысла. Предполагается, что вылов в пределах ОДУ не препятствует расширенному воспроизводству, способствует поддержанию продукционных свойств запаса на высоком уровне и, таким образом, не наносит вред популяциям.
По большинству единиц запаса для оценки их текущего и перспективного состояния используется модельный подход, позволяющий вовлекать в расчеты весь комплекс доступной информации: от данных промысловой статистики, до независимых оценок методами прямого учета, а использование современных моделей, устойчивых к ошибкам во входных данных, значительно повышает точность получаемых результатов.
Прогноз состояния запаса и определение ОДУ на двухлетнюю перспективу выполняется по методике среднесрочного прогнозирования в рамках обязательного в настоящее время предосторожного подхода к управлению промысловыми запасами рыб (Приказ Росрыболовства № 104 от 06.02.2015 г.). Для этого для большинства единиц запаса разработана зональная схема регулирования промысла, оценены биологически допустимые границы эксплуатации ресурса (ориентиры управления по нерестовой биомассе и промысловой смертности).
Выбранная стратегия промысла тестируется в рамках статистического имитационного моделирования методом Монте-Карло путем зашумления всей исходной информации, оцениваются результаты моделирования динамики запаса на длительный период времени (10 лет) при средней за последние 10 лет величине пополнения и рекомендуемой согласно ПРП интенсивности изъятия, просчитывается вероятность нежелательных последствий принятия стратегии управления запасом на 2 года вперёд, т.е. выполняется анализ рисков.
Минимизации негативного воздействия промысла на запасы эксплуатируемых промыслом ВБР и окружающую среду способствуют многочисленные меры регулирования, содержащиеся в Правилах рыболовства. Среди важнейших из них являются минимальный промысловый размер гидробионтов, запрет на добычу в районах массового нереста, сосредоточения молоди, в период линьки, запрет на специализированный промысел в период массового размножения, запрет на использование некоторых орудий лова и многие др.
Специалисты считают, что при вылове ВБР в пределах рекомендованного ОДУ, неукоснительном соблюдении Правил рыболовства, промысел не будет оказывать негативное воздействие на их ресурсы и окружающую среду, в частности.
Затем Александр Иванович Варкентин представил материалы, обосновывающие ОДУ морских промысловых рыб. Об ОДУ тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне России рассказал заместитель директора по науке ФГБНУ «КамчатНИРО», к.т.н. Коваленко Михаил Николаевич, заведующий лабораторией промысловых беспозвоночных и водорослей, к.б.н. Павел Юрьевич Иванов рассказал об ОДУ промысловых беспозвоночных и водорослей, заведующий лабораторией морских млекопитающих ФГБНУ «КамчатНИРО», к.б.н. Сергей Иванович Корнев сообщил об ОДУ морских млекопитающих.
По результатам слушаний принято решение признать их состоявшимися. Протокол слушаний будет размещен на сайте в ближайшее время.