По итогам совещания «О ходе исполнения поручений Президента Российской Федерации» по вопросу о внесении изменений в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, Росрыболовство поручило региональным научно-исследовательским институтам разработать предложения о регулировании промысла с использованием судов, которые могут осуществлять доставку уловов «наливом» в трюмах на береговые места доставки, определенные органами субъектов Российской Федерации. Предложения, представленные на Ученом совете, были выработаны в результате обсуждения на заседаниях Рабочей группы по внесению изменений в правила рыболовства с участием представителей Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства, Министерства рыбного хозяйства Камчатского края, регионального отраслевого объединения работодателей «Союз рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки», Пограничного управления ФСБ по восточному арктическому району.
Тема доставки улова «наливом» без перегруза в море актуальна для рыбаков Камчатского региона. Главный вопрос - как учитывать такой улов. В соответствии с действующими правилами рыболовства на рыбопромысловых судах должен вестись строгий контроль уловов по объемам и видам водных биоресурсов. При этом отклонение от предварительно заявленного капитаном веса после переработки улова на рыбоперерабатывающем предриятии и выпуске продукции допускается всего лишь на 5%. Зачастую расхождение между фактическим выловом и предварительно заявленным превышает 5 %, что является поводом для привлечения пользователей ВБР к ответственности.
По мнению специалистов ФГБНУ «КамчатНИРО», создание оптимальных условий для учета добычи (вылова) водных биоресурсов (ВБР) пользователями, осуществляющими рыболовство с использованием судов, на которых организация учета требует значительных усилий или практически невозможна, не должно противоречить принципу сохранения ВБР и их рационального использования.
Основой стратегии рационального использования морских биоресурсов в большинстве развитых стран, включая Россию, является определение общего допустимого улова (ОДУ) для каждого объекта промысла, хотя зачастую такой подход приводит не к сохранению запасов, а к их депрессии. В то же время, очевидно, что подавляющее большинство существующих промыслов на Дальнем Востоке являются смешанными (многовидовыми). Такая же ситуация на других рыбопромысловых бассейнах, например Северном или Волго-Каспийском. В результате, при некоторых видах рыболовства (например, снюрреводного промысла в прикамчатских водах), величина «прилова» превосходит изъятие «основного объекта» в несколько раз. Таким образом, независимое определение ОДУ для каждой «единицы запаса» не может быть основой рационального природопользования.
В этой связи становится очевидной необходимость промыслового прогнозирования с учётом многовидового характера современного промысла гидробионтов.
Для некоторых районов отечественного рыболовства предложения такого рода уже имеются в научных публикациях (Балыкин, 2006; Балыкин и др., 2007; Долгов и др., 2009). На примере Карагинской подзоны,
П.А. Балыкиным и Д.А. Терентьевым (2014) был предложен механизм введения «сблокированных квот», учитывающий тип используемого орудия лова. Внедрение его в практику потребует кардинального изменения всей системы организации рыболовства, существенной корректировки Правил рыболовства.
Первым шагом в направлении полного и достоверного учета вылова может стать установление «иного» порядка рыболовства и учета ВБР для судов, осуществляющих доставку уловов в непереработанном виде на территорию субъекта РФ.
В Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне такой вид рыболовства ведется, в основном, в режиме прибрежного рыболовства снюрреводами в районах, прилегающих к портам с развитой рыбоперерабатывающей базой (в Петропавловско-Командорской, Карагинской, Камчатско-Курильской подзонах и др.).
Снюрреводный промысел относится к многовидовым видам рыболовства. Известно, что видовой состав уловов снюрреводом может насчитывать более 40 видов рыб и беспозвоночных. В этой связи, точно, с погрешностью ±5%, как это регламентируется пп. 11.3, 31.3 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, определить величину общего вылова, не говоря уже о точном раздельном учете улова по видам ВБР, к чему обязывают п. 9.2, 29,1 Правил рыболовства, соблюдения при этом норм разрешенного для вылова прилова (2% – для объектов, которые не поименованы в разрешении и на который установлен ОДУ, и 49% – для объектов, ОДУ которых не устанавливается), как того требуют пп. 25, 28, 53, 56, а также молоди рыб (пп. 22.1, 22.3, 49), непосредственно на судне, не проводя специальных исследований (взвешивание всего улова, определение видового состава, как это, например, делается на научно-исследовательских судах во время учетных съемок), невозможно. Совершенно невозможно точно определить вылов и видовой состав улова на судах, оснащенных RSW танками, т.к. в этом случае улов вообще не поднимается на борт, а закачивается рыбным насосом сразу в трюм.
Исходя из изложенного, предлагаются следующие основные принципы регулирования промысла с использованием судов, которые могут осуществлять доставку уловов «наливом» в трюмах на береговые места доставки, определенные органами субъектов Российской Федерации:
1. Перечень видов водных биологических ресурсов, указанных в разрешении на добычу (вылов) ВБР должен соответствовать видовому составу, характерному для конкретного способа добычи (вылова) и района промысла.
Перечень видов ВБР, характерный для конкретного способа добычи (вылова) и района промысла, определяется на основании рекомендаций отраслевых НИИ. Например: снюрреводный лов, Петропавловско-Командорская подзона – минтай, треска, камбалы дальневосточные, бычки.
2. Добыча ВБР в течение одного рейса (выхода в море) осуществляется в одном промысловом районе, по одному разрешению и одним пользователем (владельцем квот). В разрешении должно быть указано условие промысла – доставка уловов «наливом» в трюмах на береговые места доставки, определенные органами субъектов Российской Федерации, которые отражаются при подаче судовых суточных донесений (ССД).
Это обусловлено тем, что вылов ВБР в течение одного рейса по двум и более разрешениям, в нескольких районах и по квотам разных пользователей, что в настоящее время является достаточно распространенной практикой, полностью исключает возможность установить район вылова, принадлежность улова конкретному пользователю.
3. Доставка и выгрузка уловов осуществляется в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в т.ч. в морские порты Российской Федерации (далее – места доставки).
4. Учет вылова производится посредством прямого взвешивания или объемным методом с помощью сертифицированного оборудования в месте доставки представителем судовладельца в присутствии должностного лица по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов (далее – должностное лицо).
5. После определения общей массы улова представителем судовладельца в присутствии должностного лица проводится контрольная работа по определению фактического видового состава улова, прилова молоди различных гидробионтов с использованием методик, разработанных отраслевыми НИИ.
Результат контрольной работы оформляется актом, подписанным должностным лицом, представителями судовладельца и рыбоперерабатывающего предприятия, принимающего улов.
В случае если количество молоди в улове будет превышать установленные Правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна пределы, то следует руководствоваться
пп. 22.4 и 50, регламентирующими смену районов лова.
6. По результатам контрольной работы капитаном судна заполняется промысловый журнал с указанием фактического вылова по каждому объекту промысла и подается корректировка ССД.
7. Допускается корректировка массы отдельных видов ВБР в составе улова на величину не более 2% от общей массы улова. Изменение общей массы улова не допускается. В течение двух суток после окончательной выгрузки улова вносятся соответствующие изменения в промысловый журнал, ССД и приемо-сдаточную документацию.
Учитывая вышеизложенное, понимая сложность и важность данного вопроса, прежде чем вносить какие-то изменения в Правила рыболовства, которые, мнению ученых, должны содержать меры регулирования, закрепленные на постоянной основе и прошедшие предварительную апробацию, предлагается сначала вынести на всеобщее обсуждение основные принципы нового подхода. Ближайший форум, на котором можно обсудить этот вопрос со всеми субъектами Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна – ДВНПС, который состоится в апреле 2017 года.
Когда такие принципы нового подхода будут определены, в качестве эксперимента его можно апробировать в течение одного года в одном районе, например, в Петропавловско-Командорской подзоне, где такой вид рыболовства и доставки уловов традиционны, и только по результатам этого эксперимента, с учетом положительного или негативного опыта, решить вопрос по внесению изменений в Правила рыболовства.